Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Термин «,намеренное ухудшение жилищных условий», (далее — ЖУ) был введен в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в 2005 году из-за большого количества недобросовестных граждан, желающих встать на учет в необходимости улучшения жилья. Впрочем, ни сам ЖК, ни законодательство полноценно не раскрывают суть термина.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Что это такое

Законодательство не содержит конкретного определения явления. Имеется лишь статья 53 Жилищного кодекса РФ, где описываются последствия намеренного ухудшения гражданами условий проживания. Однако особенности правонарушения могут устанавливать местные органы самоуправления.

Под правонарушение попадают:

  • любые коммерческие действия, связанные с переездом в жилье меньшего размера,
  • фиктивный развод, совершенный с целью получить дополнительное жилье,
  • перевод квартиры из жилого фонда в нежилой,
  • принудительное переселение жильцов в менее благоустроенные дома из-за намеренного нарушения правил.

При этом местное законодательство нередко устанавливает, какое нарушение является умышленным, а какое нет. Судебная инстанция тщательно изучает каждую ситуацию и выносит решение.

Цели действий

Муниципальные органы устанавливают признаки, на основе которых правонарушения можно считать умышленными. В каждом регионе список отличается, однако он имеет общие моменты.

Нарушение будет считаться умышленным, если:

  1. Гражданин желает быть признанным нуждающимся после того, как лично ухудшил условия проживания.
  2. Имеются свидетели, способные подтвердить умышленность действий.
  3. В момент совершения неправомерных действий, влекущих за собой ухудшения жилья, гражданин не числился нуждающимся в специальных органах.

Если человек уже числился в списке тех, кто претендует на получение социального жилья, то даже намеренное ухудшение состояния площади не будет считаться правонарушением.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Главным законодательным актом является Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статья 53, в которой установлены особенности и последствия правонарушения. Впрочем, ЖК полноценно не раскрывает сущности явления, частично указывая лишь на действия, которые могут считаться неправомерными.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

Куда больше внимание уделяется ухудшению жилищных условий ребенка и взрослого Конституционным судом Российской Федерации. Инстанция постановила, что правонарушением будут считаться умышленные действия, направленные на искусственное создание некомфортных для проживания условий.

В примечаниях государственной организации стоит отметка о том, что статья 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса.

Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Какие действия признают намеренными

Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.

В отношении жилья военнослужащих

Федеральный закон «,О статусе военнослужащего», и Постановление правительства № 512 устанавливают особенности солдатских жилых помещений. При этом порядок получения социальных квартир не отличается от гражданского, как и действия намеренного ухудшения жилищных условий военнослужащих.

К незаконным способам порчи жилой площади относят:

  • намеренную продажу или обмен квартиры с целью встать на учет в качестве нуждающегося,
  • перепланировку дома, из-за которой уменьшилась площадь территории,
  • искусственное расширение семьи путем прописки посторонних людей.

Законодательством допускаются случаи, когда служащий может прописать в квартире родственников-иждивенцев или ребенка. Эти действия не будут считаться неправоверными.

В отношении несовершеннолетних

Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.

Вселение и регистрация несовершеннолетнего не будет считаться правонарушением даже при условии, если количество квадратных метров меньше установленной нормы.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Молодой семьи

Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.

Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.

Для Москвы следующие действия считаются правонарушением:

  • изменение порядка эксплуатации жилья посредством совершения сделок,
  • изменение состава семьи,
  • вселение в ограниченную площадь сторонних граждан,
  • выделение доли помещения,
  • отчуждение всего жилья или его доли в пользу родственников.

Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Примеры

Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.

Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «,однушку»,, то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.

Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.

Правовые последствия и ответственность

Если компетентные органы выяснят, что гражданин специально ухудшил свое жилищное состояние с намерениями стать нуждающимся, то единственная ответственность, которая ждет правонарушителя — это отказ в постановке на учет.

При этом нарушитель не сможет повторно вернуться на учет в течение 5 лет. Оспорить решение можно в вышестоящих инстанциях, но шанс на успешное завершение дела крайне мал.

Что не относится к намеренной порче

Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.

Что не считается злоумышленными действиями:

  • в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов,
  • вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства,
  • проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя,
  • отказ одаряемого от получения нового жилья,
  • ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.

Подобные особенности действуют для лиц всех социальных категорий.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Способы улучшения

Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.

Способы улучшения ЖУ за счет государства:

  1. Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
  2. Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
  3. Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
  4. Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.

Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Судебная практика

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.

Пример №1:

  • военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ,
  • в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами,
  • перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек,
  • сам же мужчина снимал более просторную квартиру.

В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.

Пример №2:

  • верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся,
  • перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни,
  • она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом,
  • после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.

Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.

Видео

  • О том, как встать на учет при выявлении факта ухудшения условий проживания.

Источник: https://zagskusa.ru/zemelnoe-pravo/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij-nesovershennoletnih-voennosluzhashhih-molodyh-semej-ponyatie-sudebnaya-praktika.html

Намеренное ухудшение жилищных условий

Следующий перечень поясняет, что может быть признано намеренным, умышленным ухудшением жилищных условий:

  • регистрация (постоянная) еще одного или нескольких человек в объекте недвижимости;
  • юридическое разделение лицевых счетов и долей с переоформлением прав собственности в базе данных «Росреестра»;
  • переселение по решению судебных инстанций в помещение с худшими потребительскими характеристиками;
  • продажа, дарение, иной вид передачи прав собственности с внесением изменений в ЕГРН;
  • официальный отказ от заключения договора социального найма с муниципалитетом;
  • изменение действующего статуса отдельный частей жилой недвижимости.

Последний пункт можно рассмотреть подробно. Если расширить коридор, кухню, кладовую или санузел за счет комнат, можно уменьшить жилую площадь (общую и в расчете на одного человека).

После утверждения проекта и перепланировки появятся условия для постановки на учет в очереди для нуждающихся лиц.

Такие действия при отсутствии веских доказательств особой необходимости считаются намеренным ухудшением жилищных условий.

Военнослужащие

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих определяет приказ № 1280 Минобороны от 30.09.2010г. В соответствии с ним намеренным может быть признано вселение близких родственников (с постоянной регистрацией по соответствующему адресу), если эти лица:

  • являлись собственниками объектов недвижимости;
  • не выполнили процедуры по прекращению владения (пользования) жилыми помещениями.

В перечень намеренных действий включены также следующие позиции:

  • заключение брака в фиктивном виде с целью последующей прописки супруги;
  • аналогичные действия в ходе развода, подразумевающие выделение долей недвижимости взрослым членам семьи и детям;
  • оформление военным дарения, продажи, обмена, других сделок по отчуждению недвижимости (полной или части площади);
  • нарушение эксплуатационных правил.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Отдельно приведены ситуации, которые не считаются намеренным ухудшением жилищных условий:

  • регистрация детей или других близких родственников сделана в полном соответствии с требованиями действующих федеральных законов либо по соответствующему судебному решению;
  • объект недвижимости военнослужащего или супруги (в собственности/ пользовании) является аварийным объектом;
  • здание подлежит сносу в плановом порядке.

Молодая семья

Государственные программы поддержки молодых семей действуют на федеральном и региональном уровнях. Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий, выясняют с учетом особенностей определенной программы. В общем случае намеренными действиями могут быть признаны:

  • заключение (расторжение) брака с уменьшением доли собственности и возникновением прав на получение субсидий;
  • дарение, другие формы отчуждения собственности с регистрацией в «Росреестре»;
  • постоянная регистрация третьих лиц по адресу жилья без достаточных законных оснований.

Несовершеннолетние

При разводе недвижимость распределяется поровну, если иное не было определено в тексте брачного договора.

Однако в любом случае несовершеннолетние дети сохраняют права пользования (собственности) в том числе и возможность прописки у любого из родителей.

Следует подчеркнуть, что на подобные ситуации не распространяются типовые требования соблюдения норм жилой площади на одного человека.

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий, а какая ситуация – нет, можно рассмотреть на конкретном примере:

  • семья (3 чел.) проживает в квартире площадью 56 м кв.;
  • если в регионе не установлено иное значение, при стандартном нормативе 18 кв. м на человека этого недостаточно для постановки на учет (18*3=54 кв. м).;
  • после прописки дочери жены от предыдущего брака созданы условия для получения льгот: (18*4=72 кв. м);
  • такие действия могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий.
Читайте также:  Исковое заявление об изменении размера алиментов (образец) 2020

Чтобы доказать обратное, необходимо предоставить убедительные доводы. К таковым относится отсутствие:

  • другого родителя;
  • опекунов;
  • иного места для проживания ребенка в нормальных условиях.

Отказ человека, пользующегося недвижимостью по договору социального найма, приватизировать имущество не является намеренным действием по ухудшению жилищных условий. Для постановки на учет муниципальные органы руководствуются стандартными правилами и нормативами площади.

Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:

  • несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
  • прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
  • новых жильцов регистрируют временно;
  • расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
  • в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.

Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар.  В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.

Высокие цены на недвижимость становятся препятствием для приобретения собственного жилья. На помощь гражданам приходят государственные программы, позволяющие людям обзавестись собственным домом на основании того факта, что их условия проживания не соответствуют установленным нормам.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Ухудшение жилищных условий становится основанием встать в очередь с целью получения дополнительной площади от государства.

На практике такая процедура осуществима только при непреднамеренной порче условий проживания, что подтверждается документально.

Не всегда снижение комфорта проживания связано с намеренными действиями. Вот, например, какие ситуации характеризуются как неумышленные:

  1. Вы прописываете в своей квартире супруга, ребенка, родителей в нетрудоспособном возрасте. Или детям требуется прописка к одному из родителей вследствие их развода.
  2. Вы отказались от участия в договоре дарения.
  3. Претендент по собственной инициативе решил расторгнуть договор пожизненного содержания.
  4. Сделка по получению жилья признана недействительной в судебном порядке.

В теории под понятие намеренного ухудшения условий проживания молодой семьи подпадает практически любой жизненный шаг. К примеру, вы проживаете с супругой в малогабаритной квартире площадью не более 40 квадратных метров. И вот пришла пора, вы задумались о ребенке.

Нередко чиновники расценивают появление детей в семье как умышленное ухудшение обстановки проживания. К счастью, такое действие нельзя подвергнуть однозначной трактовке, и каждый отдельный регион в стране принимает свои поправки в отношении этого вопроса.

Намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьей

Молодая семья лишается права участвовать в программах или получать ипотеку, если в течение последних пяти лет намеренно ухудшала условия проживания. Если такие факты были установлены, то семья исключается из очереди на получение субсидии или других дополнительных льгот в соответствии со статьей 56 Жилищного Кодекса РФ.

  • фиктивный развод (фиктивное вступление в брак);
  • купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости;
  • безвозмездное дарение собственности;
  • невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади;
  • выход из кооператива, чтобы получить его долю.

Предлагаем ознакомиться  Жизнь русских в Австрии в 2019 году: Иммиграция

Ухудшение жилищных условий ребенка

Сфере жилищных прав в отношении детей отводится важнейшее место. Обеспечение жильем несовершеннолетних — одна из главных задач государства.

Здесь имеет место вспомнить статью 31 ЖК РФ «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении». В ней говорится о том, что при разводе с супругом (собственником жилплощади), бывший супруг владельца квартиры утрачивает право пользования помещением. Это происходит при отсутствии других договоренностей между бывшими супругами.

В России Семейный кодекс гарантирует ребенку защиту прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Такое право остается за детьми даже после расторжения брака между его родителями.

Лишение ребенка права на использование жилья, принадлежащего супругу-собственнику, нарушает его права.

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащими

У военнослужащих в России много льгот. Они имеют право участвовать в программе по улучшению жилищных условий. Для получения субсидий на приобретения жилья военнослужащий:

  • не должен быть нанимателем;
  • должен предъявить справку о нуждаемости.

Если в случае военнослужащего имело место намеренное ухудшение условий проживания, то ему запрещается участвовать в льготных программах пять лет.

Нужно учитывать, что если супруга, дети и другие лица военнослужащего прописались по адресу нахождения воинской части, то эти действия не будут признаны, направленными на ухудшение условий жительства в случаях:

  • если вселяемые лица не имели в распоряжении жилплощади;
  • если они являлись собственниками жилой площади, которая потом была признана непригодной для проживания;
  • если они прекратили пользоваться помещением, потому что переехали на новое место по причине брака с военнослужащим;
  • если они прекратили пользоваться помещением, потому что переехали на место расположения воинской части, и они являются военнослужащему родителями или детьми.

При возникновении подозрений на намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащие должны предоставить документы, которые могут подтвердить вышеупомянутые факты.

Как доказывается умышленность действий

Когда вы становитесь в очередь на получение жилья, вы предоставляете выписку из Росреестра государственным служащим. В ней содержатся данные обо всех сделках с объектами недвижимости, в которых вы как претендент на бесплатное жилье были задействованы ранее.

Помимо этого, необходимо подать справку о техническом состоянии дома или квартиры. По итогам рассмотрения такой документации выяснится, стоит ли предоставлять субсидию или бесплатное жилье.

Следующие действия говорят о сознательном ухудшении обстановки проживания:

  1. Жилая комната переоборудована в подсобное помещение. Например, вы приняли решение превратить небольшую комнату в гардеробную. Такой шаг уменьшит жилую территорию квартиры. Спустя некоторое время вы подаете заявление на получение более комфортного жилья. Цепочка таких действий будет выглядеть подозрительной, а вы получите гарантированный отказ.Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика
  2. Продажа объекта недвижимости. Как собственник, вы имеете право распоряжаться жильем по своему усмотрению. Предположим, вы продаете большую и благоустроенную квартиру, взамен чего приобретаете малогабаритное помещение, едва пригодное для жизни в нем. После этого вы захотите подать заявление, чтобы дали соответствующую субсидию на квартиру. Будьте готовы объяснить логичность своего поступка, что будет весьма непросто.
  3. Развод. Зачастую развод связан с разделом квартиры. Придется доказать, что вы расстались с супругом/супругой не ради того, чтобы стать обладателем более благоустроенного жилища.
  4. Аварийный дом. Некоторые граждане намеренно занимаются порчей санитарных норм, чтобы стать претендентами на большую жилплощадь.
  5. Прописка. Незадолго до расселения собственники нередко прописывает к себе в квартиру родственников.

Предлагаем ознакомиться  Жилищный сертификат для переселенцев

Доказательство намеренности

В судебной практике редко встречаются дела, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий граждан. Как можно доказать намеренность в этих случаях? Можно попробовать классифицировать такие ситуации, исходя из судебной практики. Итак, к действиям, направленным на уменьшение квадратных метров на одного человека, являются:

  • деление жилой комнаты на другое помещение с меньшим метражом;
  • перевод жилого помещения в нежилое помещение;
  • когда поменялся порядок использования жилого помещения;
  • вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи (кроме супруга(и), детей, родителей, потерявших трудоспособность);
  • отчуждения помещения, пригодного для жительства;
  • расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
  • выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
  • перераспределение долей собственности, если эти привело к уменьшению занимаемой площади.

Если комиссией будет установлено намеренное ухудшение жилищных условий, то гражданам, которые это совершили, будет отказано в постановке в очередь в течение пяти лет с момента совершения этого проступка. Если условия проживания намеренно ухудшили, то рассчитывать на получение субсидий или новое жилье, не стоит.

Ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практика

Умышленное ухудшение условий собственного проживания не регулируется никакими нормативно-правовыми актами.

В то же время государственные служащие вправе обнаружить и доказать махинации с квартирой. В таком случае в течение 5 лет запретят подавать заявление на новое жилье или претендовать на государственную субсидию по строительству дома.

По истечении указанного срока, вы вновь имеете право на получение жилья, представив соответствующие документы.

В соответствии со статьей 53 ЖК РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» срок будет отсчитываться с момента совершения действий.

Намеренное ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Все действия, связанные с недвижимостью и несовершеннолетними не могут проводиться без согласия органов опеки. Поэтому совершить какие-либо действия без согласия вышеупомянутых органов достаточно трудно. Согласно законодательству за соблюдение прав ребенка отвечают родители, даже если они в разводе.

После развода ребенок имеет право пользоваться их жильем, поэтому  вселение и регистрация несовершеннолетнего ребенка (или детей) на территории любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если в итоге окажется, что количество квадратных метров на одного человека меньше нормы. Если же по вине родителей жилищные условия ребенка были намеренно или ненамеренно ухудшены или он оказался лишен права на жилплощадь, то это является серьезным правонарушением и родители должны восстановить права ребенка.

Источник: https://roossaekb.ru/znachit-ukhudshenie-zhilishchnykh-usloviy/

Намеренное ухудшение жилищных условий

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практикаВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
  • Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практикаКОММЕНТАРИИ

Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из  Грудцыной Л.Ю.[1]          

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

  И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:  

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Читайте также:  Что делать если алименты ниже прожиточного минимума, как увеличить алименты до прожиточного минимума

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства,  вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.   Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:

 «Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются: … — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»

Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще: Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.  

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт.

Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной.

Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

  Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]:   «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.   Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).   В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.   Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…   Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.   Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней. [1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147). [2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О [3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.

Намеренное ограничение жилищных условий: несовершеннолетние, военнослужащих, молодые семьи, понятие, судебная практикаАНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:

1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики. 2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий. 3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Источник: https://pravorub.ru/articles/35762.html

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Перед изучением
Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его
оглавлением.

Общие
положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище
гарантировано статьей
15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих», в соответствии с данной статьей,
государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми
помещениями в форме предоставления им денежных средств на
приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления
им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим
Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

  • На весь срок военной
    службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения
    профессионального образования в военной профессиональной
    образовательной организации или военной образовательной организации
    высшего образования и получения в связи с этим офицерского
    воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с
    ними члены их семей;

  • офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы
    после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
    семей;

  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
    являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту
    после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
    семей.

Согласно п.14
ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и
членов их семей при перемене места жительства осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета
на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем
выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче
жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному
федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного
учета по прежнему месту жительства представляются указанными
гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при
получении жилого помещения по избранному месту жительства.

  1. Лицам, отказавшимся
    начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного
    жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по
    избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
    месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным
    законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание
    изменить место жительства,
    предоставляется жилищная субсидия.
  2. Пунктом
    2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что
    обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы
    по достижении ими предельного возраста пребывания на военной
    службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
    мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых
    составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были
    приняты органами местного самоуправления на учет в качестве
    нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними
    членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета
    по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме
    предоставления:
  3. жилого помещения в
    собственность бесплатно;
  4. жилого помещения по
    договору социального найма;
  5. единовременной денежной
    выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи
15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,
предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность
бесплатно или по договору социального найма, составляет 18
квадратных метров общей площади жилого помещения на одного
человека.

Военнослужащий, имеющий
воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную
службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного
возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской
части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской
Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной
образовательной организации или военной образовательной организации
высшего образования, военной кафедры при государственной
образовательной организации высшего образования, военнослужащий —
научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при
предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого
помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого
помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье
44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ «О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по
контракту в воинских частях по охране важных государственных
объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены
их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в
соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации (далее в настоящей статье
— проживающие совместно с ними члены их семей), на период
прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются
служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,
относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного
фонда.

Выводы
судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014
N 210-КГ14-5

Исковые
требования:
Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему
распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в
связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного
жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и
обратился в суд.

Позиция суда:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля
2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением
Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу
К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи
Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи
Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в
передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании
президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного
Суда Российской Федерации заявителю и его представителю
отказано.

Читайте также:  Разделение дома на квартиры

Однако Верховный суд не
согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в
Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена
семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации
они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной
службы более 10 лет.

Согласно п.14
ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно
проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении
жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель
правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по
избранному месту жительства после увольнения с военной службы с
учетом супруги и дочери.

Иск об
обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского
областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые
требования:
Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к
Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании
предоставить жилое помещение.

Позиция суда:
Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1
апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.
отказано.

Вышестоящий суд
согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием
обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории
является принятие решения органами местного самоуправления о
принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и
включении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, как
следует из материалов дела, истец является включенным в список
граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в
результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты
«Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания
по критериям безопасности.

Как следует из материалов
дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска
разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города
с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом
помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с
заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по
каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого
помещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Как сказал герой известного советского фильма: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Ответственность, какую берут на себя люди, выбравшие свой путь служению Отчизне, почетное выполнение воинского долга, порой опасного для жизни, здоровья, не лишает их права иметь личную жизнь, для чего естественно необходимо иметь жилье.

Нормами Федерального закона № 76 (действующая редакция от 16 ноября 2017 г.), регламентирующего права и обязанности граждан, имеющих статус военнослужащих, гарантированно обеспечение военных жилыми помещениями в порядке, установленном нормативными, правовыми актами Российской Федерации.

Жизнь идет, обстоятельства меняются (люди женятся, заводят детей, разводятся, меняют место жительства и прочее), дом или квартира могут прийти в непригодное состояние из-за давности лет постройки, вследствие бедствий стихийного характера или чрезвычайных происшествий.

Что представляет собой ухудшение жилищных условий военнослужащих, дающих право получить новое жилье военным или бывшим служащим вооруженных сил, семьям, потерявшим кормильца (из числа несущих службу или уже бывших военных), поговорим далее.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Непосредственного понятия ухудшений условий проживания, дающих право получить новое жилье, нет.

Будем исходить из того, что законодатель считает правомерным основанием получения взамен имеющегося другого жилого помещения.

 Во-первых, согласно ст. 15.1 ФЗ № 76, установленная норма жилой площади, предоставляемой военному бесплатно, либо по договору должна составлять как минимум 18 квадратных метров общей площади из расчета на одного человека.

  • Так, например, получивший свое жилье молодой офицер, женившись, приведя домой молодую жену, что отразится естественным образом на уменьшение жилплощади, приходящейся на одного человека.
  • При выделении помещения семье погибшего или умершего уже после увольнения с военной службы кормильца, размер жилого помещения определяют исходя из количества совместно проживающих родственников до его смерти.
  • Если родится ребенок погибшего при исполнении воинского долга (вышедшего в отставку или на пенсию по другим основаниям), и квадратура помещения не будет соответствовать нормам, семья также имеет право получить большую жилплощадь.
  • Во-вторых, антисанитарное состояние помещения законодатель признает обоснованной причиной получения другой жилплощади.
  • Третьим основанием, дающим право претендовать на обеспечение другим жильем можно назвать проживание нескольких семей в коммунальной квартире с общими местами пользования (кухня, ванная комната, туалет, прихожая), если один из жильцов заболел хроническими формами тяжелых заболеваний, делающих проживание невозможным без риска для здоровья членов семьи защитника Родины.
  • Еще одной причиной, дающей право переселиться, считают, например, когда при смежной планировке комнат заселена другая семья, не имеющая родственных отношений с ранее проживающими жильцами.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Как правило, люди решившие посвятить свою жизнь служению Родине, отличаются организованностью, собранностью, наличием чувства ответственности за совершенные поступки, однако, встречаются личности, желающие использовать свое положение с целью получения личной выгоды.

Сюда можно отнести:

  • заключение фиктивного брака с последующей пропиской, так называемого супруга;
  • дарение или продажу квартиры, дома, оставшись без крыши над головой, либо разменяв жилье явно хуже предыдущего (например, дом находится в ветхом состоянии, квадратура значительно меньше положенной для семьи согласно действующим нормам);
  • регистрацию посторонних лиц;
  • прописку детей от предыдущего брака, фактически находящихся с бывшей второй половиной;
  • перепланировку помещения, уменьшающую площадь, пригодную для жизни;
  • отсутствие текущих ремонтов, доводя тем самым санитарное состояние до непригодности.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Нельзя назвать предумышленным возникновение необходимости поменять жилье, если:

  • семейная жизнь военнослужащего претерпела значительные перемены (женитьба, рождение детей, развод);
  • к лицу, несущему службу приехали для совместного проживания несовершеннолетние дети, а также достигшие 18 летнего возраста, если они были признаны инвалидами детства, или продолжающие получать образование по очной форме в высших и профессиональных учебных заведениях вплоть до 23 лет;
  • по собственной воле или решению суда военный вынужден забрать к себе для осуществления ухода родителей или прочих лиц, находящихся на его иждивении;
  • если коммуникационные системы не функционируют из-за давности лет постройки дома;
  • один из соседей по коммунальной квартире страдает хроническим заболеванием (например, открытая форма туберкулезом), что не позволяет дальше находиться совместно на общей территории с учетом мест общего пользования;
  • при разводе с бывшей супругой военнослужащий вынужден покинуть жилплощадь, где проживали совместно, поскольку не имеет на нее прав.

Каждая ситуация индивидуальна.

Важно подготовить документальные доказательства объективности причин, чтобы использовать право получить новое жилище.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

  1. Постановка на учет как нуждающихся в предоставлении жилья или улучшении условий военных происходит согласно Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1280 (действующая редакция от 30 ноября 2017 года).

  2. По инструкции военнослужащих лишают права быть стать на очередь и получить новое жилье пять лет после совершения преднамеренных действий для возможности воспользоваться льготами.

  3. Кроме причин, уже выше перечисленных, когда нет вины военнослужащего в том, что:
  • ему нужно более просторное жилое помещение, поскольку семья увеличилась;
  • дом пришел в аварийное, непригодное для дальнейшего проживания состояния из-за давности лет постройки, непредвиденных чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, взрыв природного газа, и прочее);
  • соседи по коммунальной квартире являются повышенным источником заражения заболеванием с риском для здоровья,

Что считается обоснованным поставить на очередь военного:

  • если договор найма жилого помещения по инициативе получателя ренты расторгнут, вследствие чего человек остался фактически без крыши над головой;
  • когда по решению суда сделка купли-продажи, дарения признана недействительной и утрачено право пользования жилым помещением.
  • Важно отметить, что право получить новую квартиру, либо льготы для оформления субсидий, ипотеки за счет постройки дома или покупки квартиры имеют не только лица, служащие в вооруженных силах страны, но и бывшие защитники Отечества.
  • Правительственным Постановлением № 1054 (последняя редакция с изменениями и дополнениями от 08 января 2018 года), утверждены правила учета подлежащих увольнению с военной службы, либо уже находящихся отставных военных, а также лиц, приравненных к их правовому статусу.
  • Отдельно во II разделе Постановления акцентируется внимание на основаниях, когда бывшие защитники могут быть поставлены на учет как нуждающиеся получить новое жилье за счет федерального бюджета.
  • Например:
  • выйдя в отставку, уже бывший военный, имеющий за плечами минимум 10 лет службы в вооруженных силах, может оставаться проживать в выделенном ему служебном помещении или переехать на выбранное постоянное место жительства и стать на очередь для получения квартиры;
  • аналогичная ситуация если жилое помещение, где проживает уже бывший военный находиться на территории закрытого военного городка или это комната общежития, при этом у него нет квартиры или дома, оформленных на правах частной собственности;
  • если квартира или дом, где живет бывший военный, сдается через посредников;
  • в случае необходимости смены климата по состоянию здоровья или по другим мотивам военнослужащий, ушедший в отставку по достижению предельного возраста пребывания на службе или пенсию по выслуге лет, в связи с установлением инвалидности, хочет переехать в другой населенный пункт.

Имеют право претендовать на новую квартиру (дом) семьи:

  • погибших (умерших) в период воинской службы, вне зависимости от общего количества военного стажа;
  • умерших после увольнения (по возрасту, по выслуге лет, состоянию здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий) притом, что они отдали служению Родине не менее 20 лет своей жизни;
  • погибших во время боевых действий (например, в Сирии) или выполняющих задания командования чрезвычайной важности.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание законодатель уделяет защите прав несовершеннолетних детей, когда согласно нормам Семейного кодекса Российской Федерации, при наличии фактов предумышленного ухудшения условий их проживания ответственность несут родители, включая:

  • продажу квартиры (дома), где прописан ребенок без согласия опекунского совета и предоставления доказательств наличия места для проживания не хуже, чем ранее;
  • приватизацию жилого помещения без учета прав прописанного несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии со ст. 31 жилищного законодательства, даже при прекращении брачных отношений с собственником жилого помещения, когда бывшим супругом утрачено право проживания, нельзя выписать из квартиры детей, если у бывшего супруга негде жить, либо жилье значительно хуже.

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий

Намеренное ухудшение существующих жилищных условий согласно ст. 53 Жилищного кодекса России, чревато лишением права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье на протяжении пяти лет.

Как показывает судебная практика, требования о восстановлении права получения новой квартиры (другого жилья) не подлежат удовлетворению при наличии установленных доказательств:

  • о факте фиктивного заключения брака и регистрации посторонних лиц на имеющейся жилплощади;
  • добровольного дарения (продажи) квартиры (дома) близким родственникам или посторонним лицам, после чего военнослужащий остается без жилья или в непригодном помещении для нормальной жизни;
  • других случаях целенаправленного ухудшения помещения с целью получения другого жилья.

Вместо послесловия

Подводя итоги, можно сделать вывод, что действительно нуждающиеся в новом жилье стражи мирного неба над головой россиян, даже уйдя в отставку, имеют все шансы получить лучшую жилплощадь.

Не стоит идти на хитрости с корыстными целями личной выгоды.      

Источник: https://voen-pravo.ru/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij-voennosluzhashhih/

Ссылка на основную публикацию