Высшее гражданское и социальное обеспечение

Высшее гражданское и социальное обеспечениеВысшее гражданское и социальное обеспечение

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению.

На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

В этом и заключается основное назначение социального обеспечения.

Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

  • Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.
  • Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:
  • 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них.

  1. В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
  2. В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.
  3. Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.
Читайте также:  Как можно контролировать алименты на ребенка

Источник: https://fictionbook.ru/author/mariya_kanovskaya/pravo_socialnogo_obespecheniya_shpargalki/read_online.html

40.02.01 Право и организация социального обеспечения в вузах Москвы

Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова) это подразделение вуза, расположенное в Москве. Год основания: 1926. У колледжа есть бюджетные места.

Подробнее

Московский финансово-юридический университет (МФЮА) это негосударственный университет, расположенный в Москве. Год основания: 1995. У вуза есть бюджетные места, колледж.

Подробнее

Колледж Российского государственного социального университета (Колледж РГСУ) это подразделение вуза, расположенное в Москве. Год основания: 2004. У колледжа есть бюджетные места, колледж, общежитие.

Подробнее

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА (Университет имени О.Е. Кутафина)) это государственный университет, расположенный в Москве. Год основания: 1931. У вуза есть бюджетные места, общежитие.

Подробнее

Гуманитарный колледж Российского государственного гуманитарного университета (Гуманитарный колледж РГГУ) это подразделение вуза, расположенное в Москве. Год основания: 2006.

Подробнее

Колледж Российского нового университета (Колледж РосНОУ) это подразделение вуза, расположенное в Москве. У колледжа есть бюджетные места, общежитие.

Подробнее

Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ) это негосударственный университет, расположенный в Москве. Год основания: 1996.

Подробнее

Московский Университет имени С.Ю.Витте (МИЭМП) это негосударственный университет, расположенный в Москве. Год основания: 1993. У вуза есть колледж.

Подробнее

Академия труда и социальных отношений (АТиСО) это негосударственная академия, расположенная в Москве. Год основания: 1919. У вуза есть бюджетные места, общежитие.

Подробнее

Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ) это негосударственный университет, расположенный в Москве. Год основания: 1994. У вуза есть колледж.

Подробнее

Правовой колледж Российского университета транспорта (МИИТ) (Правовой колледж РУТ (МИИТ)) это подразделение вуза, расположенное в Москве. Год основания: 1999.

Подробнее

Международный юридический институт (МЮИ) это негосударственный институт, расположенный в Москве. Год основания: 1992. У вуза есть бюджетные места, колледж.

Подробнее

© 2020 VUZLIST.COM

VUZLIST.COM – каталог государственных и негосударственных вузов, в которых можно получить высшее образование учась очно, заочно, дистанционно.

Эл. почта для контактов: info@vuzlist.com

Информация получена из открытых источников и не является ни рекламой, ни офертой.

Источник: https://vuzlist.com/spec/40.02.01

Право социального обеспечения,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов.

В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения  за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения  ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Сре­ди ис­точ­ни­ков права социального обеспечения осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет Кон­сти­ту­ция Российской Федерации, со­глас­но статье 43 ко­то­рой ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. При­ня­то боль­шое чис­ло фе­де­раль­ных за­ко­нов, ре­гу­ли­рую­щих тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. К ис­точ­ни­кам права социального обеспечения  в Российской Федерации от­но­сят­ся так­же ука­зы пре­зи­ден­та, по­ста­нов­ле­ния (рас­по­ря­же­ния) пра­ви­тель­ст­ва, ак­ты ми­ни­стерств и ве­домств. По­сколь­ку со­ци­аль­ная за­щи­та, вклю­чая со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, на­хо­дят­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Российской Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов (статья 72 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации), нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты по во­про­сам со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния мо­гут при­ни­мать и субъ­ек­ты Российской Федерации. Оп­ре­де­лён­ной ком­пе­тен­ци­ей в об­лас­ти со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния об­ла­да­ют и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Нор­ма­тив­ные ус­ло­вия кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний не­ред­ко со­дер­жат по­ло­же­ния о до­пол­нит. со­ци­аль­ных вы­пла­тах за счёт средств ра­бо­то­да­те­ля. На­ря­ду с внут­ри­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, в право социального обеспечения есть ме­ж­ду­народные ис­точ­ни­ки, напродные ак­ты ООН и МОТ, ре­гио­наль­ных объ­е­ди­не­ний (Со­ве­та Ев­ро­пы, СНГ), дву­сто­рон­ние и мно­го­сто­рон­ние ме­ж­ду­народные до­го­во­ры Российской Федерации. Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос о при­зна­нии су­деб­но­го пре­це­ден­та ис­точ­ни­ком пра­ва. В боль­шин­ст­ве сво­ём при­зна­ёт­ся, что ре­ше­ния выс­ших су­деб­ных ор­га­нов (Кон­сти­ту­ци­он­но­го и Вер­хов­но­го су­дов Российской Федерации) слу­жат ис­точ­ни­ка­ми пра­во­твор­че­ст­ва, не яв­ля­ясь при этом ис­точ­ни­ка­ми пра­ва в фор­маль­но-юри­дическом смыс­ле.

Право социального обеспечения  со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа.

В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы.

К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

К Осо­бен­ной час­ти пра­ва со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния от­но­сят­ся нор­мы, оп­ре­де­ляю­щие ус­ло­вия пре­дос­тав­ле­ния отдельных ви­дов обес­пе­че­ния и об­ра­зую­щие ин­сти­ту­ты (ли­бо ком­плекс­ные ин­сти­ту­ты) от­рас­ли пра­ва.

Один из цен­траль­ных ком­плекс­ных ин­сти­ту­тов Осо­бен­ной час­ти — ин­сти­тут пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния, со­стоя­щий из ря­да са­мо­стоя­тель­ных ин­сти­ту­тов.

Нор­мы дан­ных ин­сти­ту­тов ре­гу­ли­ру­ют отдельные ви­ды пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния: пен­сии по ста­рос­ти, по ин­ва­лид­но­сти, по слу­чаю по­те­ри кор­миль­ца, за вы­слу­гу лет, со­ци­аль­ные пен­сии.

В свою оче­редь, сре­ди норм, ре­гу­ли­рую­щих отдельные ви­ды пен­сий, мож­но вы­де­лить как об­щие, так и специальные нор­мы, за­кре­п­ляю­щие пен­си­он­ное обес­пе­че­ние в осо­бых ус­ло­ви­ях (например, обес­пе­че­ние пен­си­ей по ста­рос­ти с учё­том вред­но­сти и тя­же­сти ус­ло­вий тру­да, при­род­но-кли­ма­тических ус­ло­вий тру­да, за вы­слу­гу лет и так далее). В час­ти по­со­бий как од­но­го из ви­дов де­неж­но­го обес­пе­че­ния су­ще­ст­ву­ет столь­ко ин­сти­ту­тов, сколь­ко ви­дов по­со­бий пре­ду­смот­ре­но дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом Российской Федерации. В рам­ках ка­ж­до­го из та­ких пра­во­вых ин­сти­ту­тов мож­но вы­де­лить обес­пе­че­ние различными ви­да­ми по­со­бий — по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам, ины­ми ви­да­ми по­со­бий для лиц с се­мей­ны­ми обя­зан­но­стя­ми, по­со­би­ем по без­ра­бо­ти­це, на по­гре­бе­ние и так далее. По­лу­ча­ет своё раз­ви­тие ин­сти­тут ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат, в рам­ках ко­то­ро­го про­из­во­дят­ся де­неж­ные вы­пла­ты или пре­до­став­ля­ют­ся на­ту­раль­ные бла­га в ви­де мер со­ци­аль­ной под­держ­ки в до­пол­не­ние к основным ви­дам со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­си­ям, по­со­би­ям). Пра­во­вые нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие ус­ло­вия и по­ря­док пре­дос­тав­ле­ния ма­ло­иму­щим гра­ж­да­нам де­неж­ных вы­плат и по­мо­щи в на­ту­раль­ном ви­де, об­ра­зу­ют ин­сти­тут государственной со­ци­аль­ной по­мо­щи. Осо­бое ме­сто в сис­те­ме права социального обеспечения  за­ни­ма­ют та­кие ин­сти­ту­ты, как обес­пе­че­ние по стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­изводстве и профессиональных за­бо­ле­ва­ний, по медицинской по­мо­щи и ле­че­нию, по со­ци­аль­но­му об­слу­жи­ва­нию. В сис­те­му Осо­бен­ной час­ти права социального обеспечения вхо­дят так­же нор­мы, об­ра­зую­щие ин­сти­ту­ты юри­дической от­вет­ст­вен­но­сти, про­це­дур­но-про­цес­су­аль­ные ин­сти­ту­ты.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях.

Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц.

Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ан­д­ре­ев В.С. Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние в СССР. М., 1971
  • Туч­ко­ва Э.Г., За­ха­ров М.Л. Пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния Рос­сии. М., 2001
  • Пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния / Под ред. В.Ш. Шай­хат­ди­но­ва. М., 2012
  • Буя­но­ва М.О., Коб­зе­ва С.И., Кон­д­рать­е­ва З.А. Пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. 4-е изд. М., 2013
  • Ма­чуль­ская Е.Е. Пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. 3-е изд. М., 2014

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pravo_sotsialnogo_obiespiechieniia

Понятие, система и функции права социального обеспечения

  • В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.
  • Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.
  • Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:
  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
Читайте также:  Раздел денег и вкладов при разводе

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления.

Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Средства фондов являются федеральной собственностью.

  1. Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.
  2. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.
  3. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
  4. Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya

Право и организация социального обеспечения

Колледж готовит юристов по специальности «Право и организация социального обеспечения» для органов социального обеспечения и социальной защиты населения.

Выпускники колледжа могут работать в органах Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондах, органах социальной защиты населения, фонде социального страхования, пенсионных органах Министерства обороны, Министерства юстиции, ФСБ, а также и в других органах, где требуются знания по юриспруденции,  например: органах прокуратуры, в арбитражных и судах общей юрисдикции, нотариате, правоохранительных органах. Основные виды деятельности юриста:

  • Организационно-правовая (информирование и консультирование граждан и должностных лиц по вопросам применения законодательных актов в области социальной защиты населения); 
  • Организационно-управленческая (обеспечение организационно-управленческих функций в органах и службах социальной защиты населения).

По окончании обучения выпускники:

  • владеют профессиональными знаниями в области правового социально и пенсионного обеспечения, в том числе: осуществляют профессиональное толкование нормативных правовых актов, осуществляют прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, осуществляют установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии, осуществляют формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат, поддерживают базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
  • выявляют лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществляют их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
  • организовывают и координируют социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
  • анализируют практические ситуации, устанавливают признаки правонарушений,  дают им юридическую оценку.
  • предпринимают необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан: составляют заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем.Формируют с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом.
  • проводят мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем.
  • планируют работу по социальной защите населения, определяют ее содержание, формы и методы.
  • оказывают правовую, социальную помощь и предоставляют услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
  • проводят мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
  • исследуют и анализируют деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
  • содействуют интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
  • могут давать квалифицированные юридические консультации, совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством;
  • владеют этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения между людьми, между человеком и обществом;
Читайте также:  Какие документы нужны для усыновления (удочерения) ребенка в 2020 году: необходим список для оформления, перечень

Изучаемые дисциплины:

  • теория государства и право;
  • конституционное право;
  • административное право;
  • экологическое право;
  • трудовое право;
  • гражданское право;
  • семейное право;
  • гражданский процесс;
  • страховое дело
  • статистика
  • экономика организации
  • менеджмент
  • обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
  • организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
  • судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
  • социально-правовая защита граждан
  • жилищное право
  • муниципальное право
  • этика и психология профессиональной деятельности и др.

Выпускник колледжа — это квалифицированный юрист  и человек с ответственной гражданской позицией, высокой правовой культурой и правосознанием.

Источник: https://pkgodovikov.mskobr.ru/prof_edu/otdelenie_knizhnogo_biznesa/obrazovanie/special_nosti/pravo_i_organizaciya_social_nogo_obespecheniya/

Право и организация социального обеспечения — что это: зарплата, специальность страховое дело и квалификация юрист

Выбор профессии – это важный шаг для каждого абитуриента. Он практически определяет сферу занятости на несколько ближайших лет, если не всю жизнь, поэтому требуется подойти к этому вопросу ответственно.

Если абитуриента волнует справедливость, он неравнодушен к слабым и стремится им помогать, то ему следует задуматься о направлении — право и социальное обеспечение.

Что такое социальное обеспечение и куда после учебы можно будет устроиться на работу.

Профессия и ее применение

Профессия право социального обеспечения состоит в регулировании общественных отношений, предоставлении гражданам социального страхования и денежных выплат, государственной помощи, а также реализации и защите конституционных прав граждан. Полученные знания позволяют студентам, а затем специалистам работать по нескольким направлениям, выбрав для себя наиболее подходящее. Зачастую это сотрудники паспортных столов, отдела кадров, органов социальной защиты или юридических и нотариальных контор.

Кроме этого, можно работать:

  • помощниками адвоката – работа заключается в сборе данных и анализе полученной информации для действующего адвоката. Есть перспективы карьерного роста до должности адвоката, а также увеличения заработной платы;
  • юрисконсультами – распространённая профессия в юриспруденции, с которой начинают почти все адвокаты. Начав с этой ступени, хороший специалист в скором времени может стать не только ведущим юристом компании, но и заслужить партнерство в некоторых юридических фирмах с соответствующей зарплатой;
  • младшими следователями – работа в государственных органах МВД, деятельность по раскрытию преступлений. Также подразумевает в дальнейшем карьерный рост, раннюю пенсию и государственные льготы.

Зарплата любого вышеперечисленного специалиста в самом начале варьируется от 12 до 20 тысяч рублей, в зависимости от региона и сферы деятельности. В среднем же зарплата может быть у этих специалистов до 40 тысяч рублей. Кем стать и в какой области трудиться, зависит только от желания самого студента, специальность позволяет выбирать.

Работа в государственных органах МВД

Это интересно! Особенности субсидии на оплату ЖКХ: кто имеет право?

Направления обучения

Право социального обеспечения может понадобиться в нескольких областях:

  1. Трудовое право — юридическое направление, которое сконцентрировано на защите и работе в сфере труда. От момента собеседования с претендентом и до момента его увольнения – весь процесс взаимоотношений работодателя с работником контролирует юрист по трудовому праву. После получения среднего профессионального образования следует пройти еще некоторые курсы для получения лицензии;
  2. Страховое дело – это отрасль, которая занимается заключением страховых договоров, контролем по соблюдению их условий, возмещением убытков застрахованных лиц. Специалист в данной сфере постоянно работает с документами, выезжает на место происшествия, анализирует ущерб или риски страхуемого лица, участвует в судебных спорах, назначает денежные выплаты;
  3. Гражданское право – эта сфера контролирует имущественные и личные взаимоотношения сторон. Специалист данной сферы занимается консультированием и правовой помощью гражданам по вопросам семейного, наследственного, жилищного права.

Знания, полученные в процессе обучения, одинаково успешно могут применяться во всех перечисленных сферах, поскольку они являются смежными.

Специальность право и организация социального обеспечения – выбор талантливых и амбициозных!

Это интересно! Уголовное право: рецидивист – кто это по закону

Поступление

Поступить на факультет право и социальное обеспечение достаточно просто. Это можно сделать после 9 или 11 класса. Время поступления и полученные классы среднего образования непосредственно влияют на срок обучения и способ поступления:

  • после 9 классов – обучение длиться 2 года и 10 месяцев;
  • после 11 классов – 1 год и 10 месяцев.

В зависимости от выбранного учебного заведения можно выбрать и форму обучения:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Также выбранное заведение будет определять и способ поступления:

  • вступительные экзамены;
  • ЕГЭ;
  • результаты школьной аттестации.

Крайне важно заранее определиться не только с выбранной специализацией, но и выбрать место дальнейшего обучения, ведь именно от него будет зависеть подготовка к поступлению, качество образования и эффективность обучения. Качество получаемых знаний и выпуск квалифицированных специалистов зависит не только от желания самого студента учиться, но и от уровня и способа преподавания в учебном заведении.

Важно знать! Во многих учебных заведениях предусмотрены льготные позиции для определенных категорий студентов (дети участников ликвидации на ЧАЭС, дети-инвалиды), поэтому необходимо заранее ознакомиться с ними и подготовить необходимые документы.
Поступление возможно на базе 9 и 11 классов

Учебные заведения

Получить специализацию право социального обеспечения можно в колледже или институте. Образовательных учреждений высшего и среднего звена достаточно много в столичном регионе.

Лучшие из них можно просмотреть в приведенном списке:

  1. Столичный профессиональный колледж – работает с 2007 года и обеспечивает высокий уровень учебного процесса. Стоимость курса от 38 000 до 83 000 в год.
  2. Гуманитарный техникум экономики и права – выпускники имеют квалификацию юриста, их профессиональная деятельность будет реализована в сферах социальной защиты населения. Стоимость обучения — 42 000 рублей (очно) и 28 000 рублей (заочное).
  3. Колледж № 16 – выпускники получают квалификацию юриста или соц. работника. Имеются бюджетные места, а платное отделение стоит от 50 000 рублей в год.
  4. Шаховской филиал Красногорского колледжа – имеет только очную программу обучения по данной специальности и принимает абитуриентов после 9 класса. Имеется 25 бюджетных мест, а платное отделение стоит 64 000 рублей в год.
  5. Раменский колледж – имеет платное и бюджетное отделения (25 мест) для абитуриентов после 9 класса. Платное отделение стоит 70000 в год. Выпускники получают квалификацию юриста.
  6. Московский юридический университет О.Е. Кутафина — студенты выпускаются сразу с дипломами бакалавров. Есть 25 бюджетных мест, а платное отделение будет стоить от 164000 рублей в год.
  7. Колледж Российского нового университета – имеет 20 бюджетных мест, а платное отделение стоит 88 440 рублей в год.

Важно знать! В каждом учебном заведении проводятся Дни открытых дверей: открытая экскурсия с рассказами о специальностях и возможностью задать интересующий вопрос.

У колледжей и институтов имеется своя система поступления, поэтому о вступительных экзаменах, а также необходимых пакетах документов следует узнавать в каждом случае индивидуально.

Московский юридический университет О.Е. Кутафина

Приобретенная квалификация

Юридическая специализация всегда была престижной и высокооплачиваемой, но что более важно – она всегда востребована, так что у выпускника не будет проблем с поиском работы. Все студенты по данной специальности получают квалификацию юриста и становятся специалистами широкого профиля, поэтому могут трудится в любой отрасли права.

Это интересно! Каково содержание важнейших признаков правового государства

Учебный процесс предполагает изучение различных отраслей права:

  • социальное обеспечение,
  • трудовое,
  • гражданское,
  • конституционное,
  • административное.

Также обучение включает и учебную практику с отработкой практических навыков, так что в итоге выпускники могут:

  • составлять деловые документы;
  • вести и поддерживать базы данных социальных выплат, пенсий и льгот;
  • профессионально толковать содержание правовых актов;
  • консультировать граждан по вопросам оказания юридических услуг;

Специальность «Право и организация социального обеспечения», квалификация юрист дает специалистам возможность карьерного роста и получения достойной заработной платы. Преподаватели обучают студентов теоретическим и практическим навыкам ведения дел, сбора и анализа информации.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/chto-takoe-pravo-i-organizatsiya-sotsialnogo-obespecheniya.html

Ссылка на основную публикацию